Легендарные сыщицы прошлого, которые превзошли мужчин-шпионов
Слава всегда доставалась мужчинам, но происходило это вовсе не из-за недостатка талантливых женщин.
Фрэнсис Ли: дело о пугающих кукольных домиках
Самой похожей по методам сыска на Шерлока Холмса была женщина, которую в русскоязычном интернете обычно выставляют странной или даже одержимой – она делала кукольные домики, в точности воспроизводящие места убийств. Речь идёт о создательнице криминалистики американке Фрэнсис Ли.
Детективами о британском сыщике Фрэнсис увлекалась горячо с малых лет, благо тогда ещё Холмс был современником всех детей мира. Фрэнсис родилась в 1878 и к подростковому возрасту стала настоящей поглотительницей книг о преступлениях, а действие детективных романов Конана Дойля длится от 1881 до 1914 года. Первый же роман вышел в Британии, когда Фрэнсис было восемь.
Под влиянием этих романов девочка вела себя, скажем так, подозрительно для взрослых. Узнав из свежих городских газет (которые отец покупал вообще-то себе) об убийстве, Фрэнсис правдами и неправдами проникала на место преступления, чтобы обследовать его и посмотреть, как полицейские раскрывают тайну.
Увы, очень быстро Фрэнсис поняла, что Холмс прав, давая работе полицейских (в частности, их умению и желанию обращать внимание на детали и улики) самые нелестные оценки. Если на пол был брошен окровавленный канделябр, а в доме накануне был только супруг жертвы, дело раскрывали. В любом другом случае его просто называли «таинственным», и оно превращалось в «висяк».
Когда сама Фрэнсис пыталась указывать полицейским на обнаруженные ею странности или следы, чтобы они, подобно Холмсу, сложили все обстоятельства и сделали выводы, люди в форме просто наконец её замечали и выдворяли прочь. По крайней мере, есть такая легенда.
Мод Вест: самое громкое дело об измене мужа
Родившаяся всего на два года позже Фрэнсис, Мод Вест стала первой женщиной, открывшей и возглавившей собственное детективное агентство. О том, чтобы всегда оставаться в глазах окружающих безупречной, Мод могла не думать вообще.
Ведь она родилась вне брака. Она не могла назвать имени своего отца, хотя хорошо знала свою мать. Не то чтобы такая девочка, едва появившись на свет, сразу считалась падшей, но ей приходилось с детства мириться с тем, что репутация у неё всегда будет так себе. Может быть, именно это обстоятельство повлияло на ту степень свободы, которую позволила себе Мод, став сыщицей.
Естественно, Вест была полностью самоучкой. В качестве пособий она тоже пользовалась книгами о Шерлоке Холмсе, а так же трудами, которые явно их вдохновляли – пособиями, написанными самым блестящим сыщиком девятнадцатого века, французом Эженом Франсуа Видоком. Как и Видок, и Холмс, Вест одинаково много значения придавала поиску улик и переодеваниям для слежки и внедрения в окружение того, за кем следишь.
Вот только специализировалась Вест на гораздо более банальных заказах – как правило, разоблачала аферистов и выявляла неверных супругов и собирала доказательства их неверности.
Одно из таких дел об измене вышло куда громче, чем планировала сама Вест. Следуя за предположительно неверным мужем, Вест пришлось переплыть океан, пробраться в Нью-Йорке в некий потайной клуб и там стать невольной свидетельницей вскрытия живого человека.
Оказывается, у богатеев того времени было такое развлечения, и именно ему тайно ото всех предавался объект. Его жена, конечно, чувствовала, что муж ей лжёт о деловых поездках, но такой правды о них не предполагал никто.
Кейт Уорн: дело о покушении на президента Америки
Аллан Пинкертон, создатель детективного агентства имени себя, именно тем и вошёл в историю.
А ещё – тем, что первый начал по контракту нанимать агенток, то есть женщин, а не только мужчин. Вообще за пару десятилетий до того уже успела прославиться агентка, работавшая на Видока, – его верная соратница и, в течение многих лет, гражданская жена, фамилию которой Видоку пришлось скрывать из-за наличия более официального мужа.
Речь идёт о легендарной Аннетт. Но она сотрудничала с Франсуа бесплатно, на добровольных началах – из интереса и желания поддержать. В этом отношении её нельзя назвать профессиональной сыщицей.