Какие открытия сделали психиатры СССР в годы Великой Отечественной


Поначалу, когда война только набирала обороты, было не до научных исследований: требовалось отвоевать Москву, помочь раненым — изучать их никому пока еще не приходило в голову.

В 1942 же ситуация изменилась. Стали открываться особые лечебницы, а в них возникла должность главного психиатра  Рабоче-крестьянской Красной Армии. Появились армейские психиатры.

Также свою работу запустили особые госпитали для «контуженных», и не всех пациентов в сущности можно было так назвать. Под категорию «контуженного», как правило, попадали люди, пережившие не только травму от разрыва снаряда, но и просто пациенты, страдающие какими-либо психическими отклонениями.

Даже в наши дни это слово частенько употребляется в ругательной речи с намеком на умственную отсталость, недалекость собеседника.

Как лечили «контуженных»? Обычно скополамином и морфием.

Причины психических расстройств

Основными прчинами являлись не только страх смерти, но даже и плохие отношения с сослуживцами, конфликты внутри армейского подразделения.

Мы и сейчас-то нервничаем, если на работе идет что-то не так. А в военное время ситуация была очень напряженной для хрупкой человеческой психики.

Глухонемота

Случалось так, что на фоне потрясений солдаты теряли возможность говорить и даже слышать.

Иногда такие страшные изменения в психике оставались необратимыми. Особенно учитывая, что как такового лечения не существовало: для облегчения состояния больного вводили спирт в вену либо делали эфирный наркоз.

Пластичность мозга

Означает данное понятие следующее: утратив часть себя, как правило, незначительную, наш мозг стремится восполнить утраченное.

Вот пример.

В 1943 году на лечение к психиатру Александру Лурии попал капитан Лев Засецкий — его ранило в голову. Сперва Засецкий находился без сознания. А когда пришел в себя, стало ясно, что он утратил способность читать и говорить из-за обширного ранения головного мозга.

Стараниями психиатра Засецкому все же удалось вернуть себе утраченные функции и восстановиться полностью — о ранении ему теперь напоминали редкие головные боли, с которыми справлялись обезболивающие.

«Контуженными» были только военные?

Вовсе нет. Мирные граждане также сталкивались с потерей самообладания, в основном, из-за страха за свое будущее.

В блокадном Ленинграде и вовсе сходили с ума от нестерпимого голода и жажды.