За какую запись в дневнике жены Льва Толстого писателя сегодня жестко осудило бы общество


Лев Толстой прожил со своей женой Софьей Андреевной в браке 48 лет. Его взгляды были столь специфическими, что сегодня общество запросто могло бы наброситься на великого писателя.

Лауреат Нобелевской премии по литературе, родоначальник нравственного течения, называемого толстовство, Лев Толстой является признанным классиком литературы не только в России, но и во всем мире. Как писателя мы хорошо знаем его со школьных лет. Вспомните, как в старших классах мы изучали «Войну и мир». Но что мы знаем о Толстом как о человеке и семьянине?

Когда Толстой женился на Софье Андреевне, ей было 18, а ему 34. Разница в возрасте у супругов была значительная, но это не помешало им родить 13 детей. Из них выжили только 8, так как уровень медицины в те времена был низким.

Софья Андреевна с юных лет вела дневник. Дело в том, что она была примерной женой, во всем соглашлась с Толстым, вела хозяйство, заботилась о детях. Также она собственноручно переписывала «Войну и мир». Исследователи считают, что произведение было полностью переписано 8 раз за время создания. И все это от руки. Роман писался 6 лет.

Софья не могла не то что перечить Льву Николаевичу, но даже обсудить с ним спорные вопросы. Поэтому все свои переживания она выливала в дневниковые записи. В последние 20 лет совместной жизни супруги не понимали друг друга. Тем не менее, единственным серьезным конфликтом, который между ними возник, был спор, когда Софья родила первого ребенка. У нее пропало молоко, и она попросила Толстого найти малышу кормилицу, но тот наотрез отказался.

В старости писатель из-за ссоры с женой ушел из дома и больше не вернулся. Он написал ей в записке: «Не думай, что я уехал, потому что не люблю тебя. Я люблю тебя и жалею от Всей души, но не могу поступить иначе, чем поступаю». Она побежала топиться, но ее спасли. Софья в итоге поехала в Астапово к больному мужу.

Пожалуй, сегодня Льва Толстого обвинили бы в сексизме. В одной из дневниковых записей его жены было следующее.

— Вчера вечером меня поразил разговор с Л. Н. о женском вопросе. Он и вчера, и всегда против свободы и так называемой равноправности женщины; вчера же он вдруг высказал, что у женщины, каким бы делом она ни занималась: учительством, медициной, искусством, — у ней одна цель: половая любовь. Как она ее добьется, так все ее занятия летят прахом, — написала Софья Андреевна.

Ее муж, по ее словам, не считал женщину личностью вообще. Равноправия существовать не могло, потому что женщины в представлениях Толстого существовали для того, чтобы обслуживать мужа и рожать детей.

Пожалуй, если бы Лев Николаевич открыто высказывал такие взгляды сегодня, общество было бы возмущено до крайности и набросилось бы на писателя.